![]() |
|
Основы социальной концепции Русской Православной Церкви 9. Преступность, наказание, исправление
9.1. Христиане призваны быть законопослушными гражданами земного отечества, принимая, что
всякая душа должна быть "покорна высшим властям" (Рим. 13. 1), и одновременно помня
Христову заповедь воздавать "кесарево кесарю, а Божие Богу" (Лк. 20. 25). Но человеческая
греховность порождает преступления - нарушения границ, положенных законом. Вместе с тем
понятие греха, установленное православными нравственными нормами, гораздо шире, чем
представление светского права о преступлениях.
9.2. Профилактика преступности возможна прежде всего через воспитание и просвещение,
направленные на утверждение в обществе истинных духовных и нравственных ценностей. В этом
деле Православная Церковь призвана к активному взаимодействию со школой, средствами
массовой информации, правоохранительными органами. При отсутствии в народе положительного
нравственного идеала никакие меры принуждения, устрашения или наказания не смогут
остановить злой воли. Именно поэтому лучшей формой предотвращения нарушений закона
является проповедь честного и достойного образа жизни, особенно в среде детей и юношества.
Пристальное внимание при этом нужно уделять лицам, входящим в так называемые группы риска
или уже совершившим первые правонарушения. К таким людям должно быть обращено особое
пастырское и просветительское попечение. Православные священнослужители и миряне призваны
участвовать и в преодолении социальных причин преступности, заботясь о справедливом
устроении государства и экономики, о профессиональной и жизненной реализации каждого члена
общества. Норма, предполагающая защиту тайны исповеди, содержится в законодательстве многих современных государств, в том числе в Конституции Российской Федерации и российском Законе "О свободе совести и о религиозных объединениях". Священнослужитель призван проявлять особую пастырскую чуткость в случаях, когда на исповеди ему становится известно о готовящемся преступлении. Без исключений и при любых обстоятельствах свято сохраняя тайну исповеди, пастырь одновременно обязан предпринять все возможные усилия для того, чтобы преступный умысел не осуществился. В первую очередь это касается опасности человекоубийства, особенно массовых жертв, возможных в случае совершения террористического акта или исполнения преступного приказа во время войны. Помня об одинаковой ценности души потенциального преступника и намеченной им жертвы, священнослужитель должен призвать исповедуемого к истинному покаянию, то есть к отречению от злого намерения. Если этот призыв не возымеет действия, пастырь может, заботясь о сохранности тайны имени исповедовавшегося и других обстоятельств, способных открыть его личность, - предупредить тех, чьей жизни угрожает опасность. В трудных случаях священнослужителю надлежит обращаться к епархиальному архиерею. 9.3. Совершенное и осужденное по закону преступление предполагает справедливое наказание. Смысл его состоит в исправлении человека, нарушившего закон, а также в ограждении общества от преступника и в пресечении его противоправной деятельности. Церковь, не становясь судьей человеку, преступившему закон, призвана нести попечение о его душе. Именно поэтому она понимает наказание не как месть, но как средство внутреннего очищения согрешившего. Творец, устанавливая наказание преступникам, говорит Израилю: "Истреби зло из среды себя" (Втор. 21. 21). Покарание преступившего закон служит к научению людям. Так, полагая наказание за лжепророчество, Бог глаголет Моисею: "Весь Израиль услышит сие, и убоится, и не станут впредь делать среди тебя такого зла" (Втор. 13. 11). В Притчах Соломоновых читаем: "Если ты накажешь кощунника, то и простой сделается благоразумным; и если обличишь разумного, то он поймет наставление" (Притч. 19. 25). Ветхозаветная традиция знает несколько видов наказания: смертную казнь, изгнание, ограничение свободы, телесное наказание, денежную пеню или предписание принести жертву на религиозные цели.
Заключение, изгнание (ссылка), исправительные работы и штраф сохраняются в качестве
наказания и в современном мире. Все эти виды судебной кары не только имеют смысл с точки
зрения ограждения общества от злой воли преступника, но и призваны служить его
исправлению. Так, лишение или ограничение свободы дает человеку, поставившему себя вне
общества, возможность переоценить собственную жизнь, дабы вернуться на свободу внутренне
очищенным. Труд способствует воспитанию личности в созидательном духе, позволяет
приобрести полезные навыки. В процессе исправительного труда греховная стихия в недрах
души должна уступить место созиданию, порядку, душевному миру. Вместе с тем важно, чтобы
лица, находящиеся в местах лишения свободы, не испытывали бесчеловечного обращения, чтобы
условия их содержания были такими, при которых их жизнь и здоровье не подвергались бы
опасности, а на их нравственное состояние не влиял бы пагубный пример других узников. Для
этого государство призвано заботиться о заключенных, и в этой заботе ему должны помогать
общество и Церковь.
9.4. Желая содействовать преодолению преступности, Церковь взаимодействует с
правоохранительными учреждениями. Уважая труд их работников, направленный на защиту
граждан и отечества от преступных посягательств, а также на исправление оступившихся, -
Церковь протягивает им руку помощи. Такая помощь может осуществляться в многообразных
совместных воспитательных и просветительских трудах, направленных на профилактику и
предотвращение правонарушений, в научной и культурной деятельности, в пастырском
окормлении самих сотрудников органов охраны порядка. Взаимодействие Церкви и
правоохранительной системы зиждется на основе церковных установлений и специальных
договоренностей с руководством соответствующих ведомств. По материалам официального сайта Русской Православной Церкви (http://www.russian-orthodox-church.org.ru) |
|
![]() |