Основы социальной концепции Русской Православной Церкви
16. Международные отношения. Проблемы глобализации и секуляризма
16.1. Народы и государства вступают друг с другом в экономические, политические, военные и
иные отношения. В результате государства возникают и исчезают, меняют свои границы,
объединяются или разделяются; они также создают или упраздняют различные союзы. В
Священном Писании содержатся многочисленные исторические свидетельства о построении
международных отношений.
Один из первых примеров межплеменного договора, заключенного между хозяином земли – Авимелехом – и пришельцем – Авраамом – описывается в Книге Бытия: "Авимелех… сказал
Аврааму:.. поклянись мне здесь Богом, что ты не обидишь ни меня, ни сына моего, ни внука
моего; и как я хорошо поступал с тобою, так и ты будешь поступать со мною и землею, в
которой ты гостишь. И сказал Авраам: я клянусь… И они оба заключили союз"
(Быт. 21. 22-24,27). Договоры снижали опасность войн и столкновений
(Быт. 26. 26-31; Иис. 9. 3-27). Подчас переговоры и демонстрация доброй воли предотвращали
кровопролитие (1 Цар. 25. 18-35; 2 Цар. 21. 15-22). Договорами заканчивались войны
(3 Цар. 20. 26-34). Библия упоминает о военных союзах
(Быт. 14. 13; Суд. 3. 12-13; 3 Цар. 22. 2-29; Иер. 37. 5-7). Подчас военная помощь
приобреталась за деньги и другие материальные ценности (4 Цар. 16. 7-9; 3 Цар. 15. 17-20).
Соглашение между Соломоном и Хирамом носило характер экономического союза: "Вот, рабы мои
будут вместе с твоими рабами, и я буду давать тебе плату за рабов твоих, какую ты
назначишь; ибо ты знаешь, что у нас нет людей, которые умели бы рубить дерева так, как
Сидоняне… И был мир между Хирамом и Соломоном, и они заключили между собою союз"
(3 Цар. 5. 6,12). Путем переговоров через послов обсуждались такие вопросы, как
возможность прохождения вооруженных людей через чужие земли (Числ. 20. 14-17; 21. 21-22),
территориальные споры (Суд. 11. 12-28). Договоры могли включать передачу территорий одним
народом другому (3 Цар. 9. 10-12; 3 Цар. 20. 34).
Содержатся в Библии и описания дипломатических хитростей, связанных с необходимостью
защиты от могущественного противника (Иис. 9. 3-27; 2 Цар. 15. 32-37; 16. 16-19; 17. 1-16).
Иногда мир покупался (4 Цар. 12. 18) или оплачивался данью. Бесспорно, одним из средств
разрешения споров и конфликтов были войны, упоминаниями о которых изобилуют книги Ветхого
Завета. Впрочем, в Священном Писании есть примеры переговоров, нацеленных на избежание
войны незадолго до ее начала (4 Цар. 14. 9-10). Практика достижения соглашений во времена
Ветхого Завета была основана на религиозно-нравственных принципах. Так, даже договор с
гаваонитами, заключенный вследствие обмана со стороны последних, был признан
действительным по причине его священной формулы: "Мы клялись им Господом, Богом
Израилевым, и потому не можем коснуться их" (Иис. 9. 19). Библия содержит запрет на
заключение союза с порочными языческими племенами (Исх. 34. 15). Впрочем, древние иудеи
отступали от этой заповеди. Различные договоры и союзы также часто нарушались.
Христианский идеал поведения народа и правительства в сфере международных отношений
заключается в "золотом правиле": "Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так
поступайте и вы с ними" (Мф. 7. 12). Употребляя этот принцип не только в личной, но и в
общественной жизни, православные христиане должны помнить, что "не в силе Бог, а в
правде". Вместе с тем, если кто-либо действует вопреки справедливости, то восстановление
ее нередко требует ограничительных и даже силовых действий по отношению к другим
государствам и народам. Известно, что в силу искаженности грехом человеческой природы
нации и государства практически неизбежно имеют расходящиеся интересы, связанные, в
частности, со стремлением к обладанию землей, политическому и военному доминированию,
получению максимальной прибыли от производства и торговли. Возникающая по этой причине
необходимость защиты соплеменников налагает некоторые ограничения на готовность личности
поступиться собственными интересами ради блага другого народа. Тем не менее православные
христиане и их сообщества призваны стремиться к созиданию таких международных отношений,
которые служили бы максимальному благу и удовлетворению законных интересов собственного
народа, сопредельных наций и всей общечеловеческой семьи.
Взаимоотношения между народами и государствами должны быть устремлены к миру, взаимопомощи
и сотрудничеству. Апостол Павел заповедует христианам: "Если возможно с вашей стороны,
будьте в мире со всеми людьми" (Рим. 12. 18). Святитель Московский Филарет в слове на
заключение мира в 1856 году говорит: "Вспомним закон, исполним волю Божественного
Начальника мира – не помнить зла, прощать оскорбления, быть мирными даже ”с ненавидящими
мир” (Пс. 119. 6), кольми паче с предлагающими прекращение вражды и простирающими руку
мирную". При всем понимании неизбежности международных споров и противоречий в падшем
мире, Церковь призывает власть имущих разрешать любые конфликты путем поиска
взаимоприемлемых решений. Она становится на сторону жертв агрессии, а также нелегитимного
и нравственно неоправданного политического давления извне. Использование военной силы
воспринимается Церковью как крайнее средство защиты от вооруженной агрессии со стороны
других государств. Такая защита в порядке помощи может быть осуществлена и государством,
не являющимся непосредственным объектом нападения, по просьбе последнего.
Свои отношения с внешним миром государства основывают на принципах суверенитета и
территориальной целостности. Эти принципы рассматриваются Церковью как базовые для защиты
народом его законных интересов и являющиеся краеугольным камнем межгосударственных
договоров, а значит, всего международного права. В то же время для христианского сознания
очевидно, что любые человеческие установления, в том числе суверенная власть государства,
относительны пред лицом Божия всемогущества. История показывает непостоянность бытия,
границ и форм государств, создаваемых как на территориально-этнической основе, так и в
силу экономических, политических, военных и иных подобных причин. Не отрицая исторического
значения моноэтнического государства, Православная Церковь одновременно приветствует
добровольное объединение народов в единый организм и создание государств
многонациональных, если в них не нарушаются права какого-либо из народов. Вместе с тем
нельзя не признать существования в современном мире известного противоречия между
общепризнанными принципами суверенитета и территориальной целостности государства, с
одной стороны, и стремлением народа или его части к государственной самостоятельности, с
другой. Проистекающие отсюда споры и конфликты должны решаться мирным путем, на основе
диалога, при максимально возможном согласии сторон. Помня о том, что единство есть благо,
а разобщенность – зло, Церковь приветствует тенденции к объединению стран и народов,
особенно имеющих историческую и культурную общность, при условии, что эти объединения не
направлены против третьей стороны. Церковь скорбит, когда в связи с разделением
полиэтнических государств разрушается историческая общность людей, попираются их права и
в жизнь многих приходят страдания. Разделение многонациональных государств может считаться
оправданным лишь в том случае, если один из народов находится в явно угнетенном положении
или если воля большинства жителей страны определенно не направлена на сохранение единства.
Недавняя история показала, что разделение ряда государств Евразии породило искусственный
разрыв народов, семей и деловых сообществ, привело к практике насильственного перемещения
и вытеснения различных этнических, религиозных и социальных групп, что сопровождалось
утратой народами их святынь. Попытка создать на обломках союзов мононациональные
государства стала основной причиной кровопролитных межэтнических конфликтов, потрясших
Восточную Европу.
Имея в виду вышесказанное, необходимо признать полезность создания межгосударственных
союзов, имеющих целью объединение усилий в политической и экономической областях, а также
совместную защиту от внешней угрозы и помощь жертвам агрессии. В межгосударственном
экономическом и торговом сотрудничестве должны быть применяемы те же нравственные правила,
что и вообще в хозяйственно-предпринимательской деятельности человека. Взаимодействие
народов и государств в данной сфере необходимо основывать на честности, справедливости,
стремлении к достижению приемлемых результатов совместного труда всеми его участниками
(см. 16.3). Приветствуется международное сотрудничество в культурной, научной,
просветительской, информационной областях, если оно устрояется на равноправной и
взаимоуважительной основе, направлено на обогащение каждого из вовлеченных в него народов
опытом, знаниями и плодами творческих достижений.
16.2. В течение ХХ века многосторонние межгосударственные соглашения привели к созданию
разветвленной системы международного права, обязательного для исполнения в странах,
подписавших соответствующие договоренности. Государствами были также образованы
международные организации, решения которых обязательны для стран-участниц. Некоторым из
этих организаций правительствами передается ряд полномочий, которые касаются
экономической, политической и военной деятельности и в значительной степени затрагивают не
только международные отношения, но и внутреннюю жизнь народов. Реальностью становится
феномен правовой и политической регионализации и глобализации.
С одной стороны, такое развитие межгосударственных отношений способствует активизации
торгового, производственного, военного, политического и иного сотрудничества,
необходимость которого диктуется естественным усилением международных связей и
потребностью в совместном ответе на глобальные вызовы современности. В истории Православия
есть примеры положительного воздействия Церкви на развитие региональных межгосударственных
связей. Международные организации способствуют разрешению различных споров и конфликтов. С
другой стороны, нельзя недооценивать опасности расхождений между волей народов и решениями
международных организаций. Эти организации могут становиться средствами несправедливого
доминирования стран сильных над слабыми, богатых над бедными, технологически и
информационно развитых над остальными, практиковать двойные стандарты в области
применения
международного права в интересах наиболее влиятельных государств.
Все это побуждает Православную Церковь подходить к процессу правовой и политической
интернационализации с критической осторожностью, призывая власть имущих как на
национальном, так и на международном уровне к сугубой ответственности. Любые решения,
связанные с заключением судьбоносных международных договоров, а также с определением
позиции стран в рамках деятельности международных организаций, должны приниматься лишь в
согласии с волей народа, основанной на полной и объективной информации о сути и
последствиях планируемых решений. При проведении политики, связанной с принятием
обязывающих международных соглашений и действиями международных организаций, правительства
должны отстаивать духовную, культурную и иную самобытность стран и народов, законные
интересы государств. В рамках самих международных организаций необходимо обеспечить
равенство суверенных государств в доступе к механизмам принятия решений и в праве
решающего голоса, в том числе при определении базовых международных стандартов.
Конфликтные ситуации и споры надлежит разрешать только при участии и согласии всех сторон,
жизненные интересы которых затрагиваются в каждом конкретном случае. Принятие обязывающих
решений без согласия государства, на которое эти решения оказывают прямое влияние,
представляется возможным лишь в случае агрессии или массового человекоубийства внутри
страны.
Памятуя о необходимости духовно-нравственного влияния на действия политических лидеров, соработничества с ними, печалования о нуждах народа и отдельных людей, Церковь вступает в
диалог и взаимодействие с международными организациями. В рамках этого процесса она
неизменно свидетельствует свою убежденность в абсолютном значении веры и духовного делания
для человеческих трудов, решений и установлений.
16.3. Глобализация имеет не только политико-правовое, но также экономическое и
культурно-информационное измерения. В экономике она связана с возникновением
транснациональных корпораций, где сосредоточены значительные материальные и финансовые
ресурсы и где трудится огромное количество граждан разных стран. Лица, стоящие во главе
международных экономических и финансовых структур, сосредоточивают в своих руках огромную
власть, не подконтрольную народам и даже правительствам и не признающую никаких пределов –
будь то государственные границы, этническо-культурная идентичность или необходимость
сохранения экологической и демографической устойчивости. Подчас они не желают считаться с
традициями и религиозными устоями народов, вовлекаемых в осуществление их планов. Церковь
не может не беспокоить и практика финансовых спекуляций, стирающая зависимость доходов от
затраченного труда. Одной из форм этих спекуляций являются финансовые "пирамиды", крушение
которых вызывает широкомасштабные потрясения. В целом подобные изменения в экономике
приводят к утрате приоритета труда и человека над капиталом и средствами производства.
В культурно-информационной сфере глобализация обусловлена развитием технологий,
облегчающих перемещение людей и предметов, распространение и получение информации.
Общества, прежде разделенные расстояниями и границами, а потому по большей части
однородные, сегодня с легкостью соприкасаются и становятся поликультурными. Однако указанный
процесс сопровождается попыткой установления господства богатой элиты над остальными
людьми, одних культур и мировоззрений над другими, что особенно нетерпимо в религиозной
сфере. В итоге наблюдается стремление представить в качестве единственно возможной
универсальную бездуховную культуру, основанную на понимании свободы падшего человека, не
ограничивающего себя ни в чем, как абсолютной ценности и мерила истины. Такое развитие
глобализации многими в христианском мире сопоставляется с построением Вавилонской башни.
Признавая неизбежность и естественность процессов глобализации, во многом способствующих
общению людей, распространению информации, эффективной производственно-предпринимательской
деятельности, Церковь в то же время обращает внимание на внутреннюю противоречивость этих
процессов и связанные с ними опасности. Во-первых, глобализация, наряду с изменением
привычных способов организации хозяйственных процессов, начинает менять традиционные
способы организации общества и осуществления власти. Во-вторых, многие положительные плоды
глобализации доступны лишь нациям, составляющим меньшую часть человечества, но имеющим
похожие экономические и политические системы. Другие же народы, к которым принадлежит пять
шестых населения планеты, оказываются выброшенными на обочину мировой цивилизации. Они
попадают в долговую зависимость от финансистов немногих промышленно развитых стран и не
могут создать достойные условия существования. Среди их населения растут недовольство и
разочарование.
Церковь ставит вопрос о всестороннем контроле за транснациональными корпорациями и за
процессами, происходящими в финансовом секторе экономики. Такой контроль, целью которого
должно стать подчинение любой предпринимательской и финансовой деятельности интересам
человека и народа, должен осуществляться через использование всех механизмов, доступных
обществу и государству.
Духовной и культурной экспансии, чреватой тотальной унификацией, необходимо
противопоставить совместные усилия Церкви, государственных структур, гражданского общества
и международных организаций ради утверждения в мире подлинно равноправного взаимообразного
культурного и информационного обмена, соединенного с защитой самобытности наций и других
человеческих сообществ. Одним из способов достижения этого может стать обеспечение доступа
стран и народов к базовым технологическим ресурсам, дающим возможность глобального
распространения и получения информации. Церковь напоминает о том, что многие национальные
культуры имеют христианские корни и последователи Христовы призваны способствовать
укреплению взаимосвязанности веры с культурным наследием народов, решительно противостоя
явлениям антикультуры и коммерциализации информационно-творческого пространства.
В целом вызов глобализации требует от современного общества достойного ответа, основанного
на заботе о сохранении мирной и достойной жизни для всех людей в сочетании со стремлением
к их духовному совершенству. Помимо сего, необходимо достичь такого мироустройства,
которое строилось бы на началах справедливости и равенства людей перед Богом, исключало бы
подавление их воли национальными или глобальными центрами политического, экономического и
информационного влияния.
16.4. Современная международно-правовая система основывается на приоритете интересов
земной жизни человека и человеческих сообществ перед религиозными ценностями (особенно в
случаях, когда первые и вторые вступают в конфликт). Такой же приоритет закреплен в
национальном законодательстве многих стран. Нередко он заложен в принципах регламентации
различных форм деятельности органов власти, построения государственной образовательной
системы и так далее. Многие влиятельные общественные механизмы используют этот принцип в
открытом противостоянии вере и Церкви, нацеленном на их вытеснение из общественной жизни.
Эти явления создают общую картину секуляризации жизни государства и общества.
Уважая мировоззренческий выбор нерелигиозных людей и их право влиять на общественные
процессы, Церковь в то же время не может положительно воспринимать такое устроение
миропорядка, при котором в центр всего ставится помраченная грехом человеческая личность.
Именно поэтому, неизменно сохраняя открытой возможность сотрудничества с людьми
нерелигиозных убеждений, Церковь стремится к утверждению христианских ценностей в процессе
принятия важнейших общественных решений как на национальном, так и на международном уровне.
Она добивается признания легитимности религиозного мировоззрения как основания для
общественно значимых деяний (в том числе государственных) и как существенного фактора,
которые должны влиять на формирование (изменение) международного права и на деятельность
международных организаций.
____________________________
Основы социальной концепции Русской Православной Церкви призваны служить руководством для
Синодальных учреждений, епархий, монастырей, приходов и других канонических церковных
учреждений в их взаимоотношениях с государственной властью, различными светскими
объединениями и организациями, внецерковными средствами массовой информации. На базе
настоящего документа церковным Священноначалием принимаются определения по различным
вопросам, актуальность которых ограничена рамками отдельных государств или узкого
временного периода, а также достаточно частным предметом рассмотрения. Документ включается
в учебный процесс в духовных школах Московского Патриархата. По мере изменения
государственной и общественной жизни, появления в этой области новых значимых для Церкви
проблем, основы ее социальной концепции могут развиваться и совершенствоваться. Итоги
данного процесса утверждаются Священным Синодом, Поместным или Архиерейским
Соборами.
По материалам официального сайта Русской Православной Церкви
()
|