![]() |
|
Основы социальной концепции Русской Православной Церкви 11. Здоровье личности и народа 11.1. Попечение о человеческом здоровье – душевном и телесном - искони является заботой Церкви. Однако поддержание физического здоровья в отрыве от здоровья духовного с православной точки зрения не является безусловной ценностью. Господь Иисус Христос, проповедуя словом и делом, врачевал людей, заботясь не только об их теле, но наипаче о душе, а в итоге – о целостном составе личности. По слову Самого Спасителя, он врачевал "всего человека" (Ин. 7. 23). Исцеления сопровождали проповедь Евангелия как знак власти Господа прощать грехи. Были они неотделимы и от апостольского благовестия. Церковь Христова, наделенная своим Божественным Основателем всей полнотой даров Духа Святого, изначально была общиной исцеления и сегодня в чине исповеди напоминает своим чадам о том, что они приходят во врачебницу, дабы отойти исцеленными. Библейское отношение к медицине наиболее полно выражено в книге Иисуса сына Сирахова: "Почитай врача честью по надобности в нем; ибо Господь создал его, и от Вышняго врачевание… Господь создал из земли врачевства, и благоразумный человек не будет пренебрегать ими. Для того Он и дал людям знание, чтобы прославляли Его в чудных делах Его: ими Он врачует человека и уничтожает болезнь его. Приготовляющий лекарства делает из них смесь, и занятия его не оканчиваются, и чрез него бывает благо на лице земли. Сын мой! В болезни твоей не будь небрежен, но молись Господу и Он исцелит тебя. Оставь греховную жизнь, и исправь руки твои, и от всякого греха очисти сердце… И дай место врачу, ибо и его создал Господь, и да не удаляется он от тебя, ибо он нужен. В иное время и в их руках бывает успех. Ибо и они молятся Господу, чтобы Он помог им подать больному облегчение и исцеление к продолжению жизни" (Cир. 38. 1-2,4,6-10,12-14). Лучшие представители древней медицины, причисленные к лику святых, явили особый образ святости - бессребреников и чудотворцев. Они были прославлены не только потому, что очень часто завершали свою жизнь мученической кончиной, но за принятие врачебного призвания как христианского долга милосердия.
Православная Церковь с неизменно высоким уважением относится к врачебной деятельности, в
основе которой лежит служение любви, направленное на предотвращение и облегчение
человеческих страданий. Исцеление поврежденного болезнью человеческого естества предстает
как исполнение замысла Божия о человеке: "Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте,
и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа
нашего Иисуса Христа" (1 Фес. 5. 23). Тело, свободное от порабощения греховным страстям и
их следствию - болезням, должно служить душе, а душевные силы и способности, преображаясь
благодатью Святого Духа, устремляться к конечной цели и предназначению человека -
обожению. Всякое истинное врачевание призвано стать причастным этому чуду исцеления,
совершаемому в Церкви Христовой. Вместе с тем, необходимо отличать исцеляющую силу
благодати Святого Духа, подаваемой по вере в Единого Господа Иисуса Христа через участие в
церковных Таинствах и молитвах, от заклинаний, заговоров, иных магических действий и
суеверий.
11.2. Церковь призывает как пастырей, так и своих чад к христианскому свидетельству среди
работников здравоохранения. Весьма важно ознакомление преподавателей и учащихся
медицинских учебных заведений с основами православного вероучения и православно
ориентированной биомедицинской этики (см. 12). Деятельность Церкви, направленная на
провозглашение слова Божия и преподание благодати Святого Духа страждущим и тем, кто о них
заботится, составляет суть душепопечения в сфере здравоохранения. Главное место в нем
занимает участие в спасительных Таинствах, создание в лечебных учреждениях молитвенной
атмосферы, оказание их пациентам многоразличной благотворительной помощи. Церковная миссия
в медицинской сфере является обязанностью не только священнослужителей, но и православных
мирян - работников здравоохранения, призванных создавать все условия для религиозного
утешения болящих, которые просят об этом прямо или косвенно. Верующий медик должен
понимать, что человек, нуждающийся в помощи, ждет от него не только соответствующего
лечения, но и духовной поддержки, особенно когда врач обладает мировоззрением, в котором
раскрывается тайна страдания и смерти. Быть для пациента милосердным самарянином из
евангельской притчи - долг каждого православного медицинского работника.
11.3. Проблема здоровья личности и народа не является для Церкви внешней, чисто
социальной, ибо напрямую соотносится с ее посланничеством в мире, поврежденном грехом и
недугами. Церковь призвана в соработничестве с государственными структурами и
заинтересованными общественными кругами участвовать в выработке такого понимания охраны
здоровья нации, при котором каждый человек мог бы осуществить свое право на духовное,
физическое, психическое здоровье и социальное благополучие при максимальной
продолжительности жизни.
11.4. Русская Православная Церковь с глубокой тревогой констатирует, что народы,
традиционно окормляемые ею, ныне находятся в состоянии демографического кризиса. Резко
сократились рождаемость и средняя продолжительность жизни, постоянно уменьшается
численность населения. Опасность представляют эпидемии, рост сердечно-сосудистых,
психических, венерических и других заболеваний, наркомании и алкоголизма. Возросла детская
заболеваемость, включая слабоумие. Демографические проблемы ведут к деформации структуры
общества и к снижению творческого потенциала народов, становятся одной из причин
ослабления семьи. Главными причинами, приведшими к депопуляции и критическому состоянию
здоровья упомянутых народов, в ХХ веке стали войны, революция, голод и массовые репрессии,
последствия которых усугубил глубокий общественный кризис конца столетия.
11.5. Церковь рассматривает психические заболевания как одно из проявлений общей греховной
поврежденности человеческой природы. Выделяя в личностной структуре духовный, душевный и
телесный уровни ее организации, святые отцы различали болезни, развившиеся "от естества",
и недуги, вызванные бесовским воздействием либо ставшие следствиями поработивших человека
страстей. В соответствии с этим различением представляется одинаково неоправданным как
сведение всех психических заболеваний к проявлениям одержимости, что влечет за собой
необоснованное совершение чина изгнания злых духов, так и попытка лечения любых духовных
расстройств исключительно клиническими методами. В области психотерапии оказывается
наиболее плодотворным сочетание пастырской и врачебной помощи душевнобольным при
надлежащем разграничении сфер компетенции врача и священника. 11.6. В Библии говорится, что "вино веселит сердце человека" (Пс. 103. 15) и "полезно… если будешь пить его умеренно" (Сир. 31. 31). Однако и в Священном Писании, и в творениях святых отцов мы многократно находим строгое осуждение порока пьянства, который, начинаясь незаметно, влечет за собою множество других погибельных грехов. Очень часто пьянство становится причиной распада семьи, принося неисчислимые страдания как жертве этого греховного недуга, так и близким людям, особенно детям. "Пьянство - вражда на Бога... Пьянство - это добровольно накликаемый бес... Пьянство отгоняет Святого Духа", - писал святитель Василий Великий. "Пьянство - корень всех зол... Пьяница - живой мертвец... Пьянство и само по себе может служить вместо всякого наказания, наполняя души смятением, исполняя ум мраком, делая пьяного пленником, подвергая бесчисленным болезням, внутренним и внешним... Пьянство... - это многообразный и многоглавый зверь... Здесь вырастает у него блуд, там - гнев; здесь - тупость ума и сердца, а там - постыдная любовь... Никто так не исполняет злой воли диавола, как пьяница", - наставлял святой Иоанн Златоуст. "Пьяный человек способен на всякое зло, идет на всякие соблазны... Пьянство делает своего приверженца неспособным ни к какому делу", - свидетельствует святитель Тихон Задонский.
Еще более пагубной является широко распространяющаяся наркомания - страсть, которая делает
порабощенного ею человека крайне уязвимым для действия темных сил. С каждым годом этот
страшный недуг охватывает все больше людей, унося множество жизней. Наиболее подвержена
наркомании молодежь, что представляет особую угрозу для общества. Корыстные интересы
наркобизнеса также оказывают влияние на формирование - особенно в молодежных кругах -
особой "наркотической" псевдокультуры. Незрелым людям навязываются стереотипы поведения,
предлагающие употребление наркотиков в качестве "нормального" и даже непременного атрибута
общения. По материалам официального сайта Русской Православной Церкви (http://www.russian-orthodox-church.org.ru) |
|
![]() |