УПЦ, Храм Святого Равноапостольного Великого князя Владимира

Духовная литература

Страницы: 1, 2, 3, 4                                                  Следующая>>


Фрагмент из книги "Православная Церковь и современная медицина"


Фрагмент из книги "Православная Церковь и современная медицина" (сборник под общей редакцией к.м.н. священника Сергия Филимонова) - СПб.: "Общество святителя ВАСИЛИЯ ВЕЛИКОГО", 2000. - 432 с.


Пастырская помощь в больнице


Первая исповедь в больнице

     Погода бывает обманчиво ясной и небо безоблачным. Но во мгновение ока налетает ветер, дождь и град истребляют то, что только минуту назад было растущим и цветущим.
     Так и во время дней нашей жизни нас неожиданно, врасплох застигают бури и скорби житейские. Сегодня мы веселы и довольны, а завтра — грустны, бедны и больны. Все бывает настолько переменчиво в нашей жизни, что подчас человек говорит себе: нет, не может быть, что это происходит со мной. Оказавшись на больничной койке, человек начинает невольно задавать себе вопросы о смысле своей жизни и ее результатах, переосмысливать все происходившее с ним, расставлять ценности своего бытия в долженствующем, а не фальшивом порядке. Что раньше казалось важным, уходит на задний план, перестает тревожить внимание. Для человека, оказавшегося в больнице, лицом к лицу с собственной жизнью и совестью, пред очами Господними, и никогда не прибегавшего к таинству покаяния, ни разу в жизни не исповедовавшегося священнику — очень важна первая исповедь.

С чего начать?

     Святые мужи говорили так: землепашец, приступая к обработке земли, сначала выкорчевывает все пни, убирает огромные валуны, а затем приступает к уборке более мелких камней. Так и человеку, первый раз приступающему к таинству покаяния, следует в первую очередь исповедать наиболее тяжкие (смертные) грехи, а затем все остальные.
     Если Господь прощает болящему смертные грехи, — это существенно изменяет его участь: облегчает протекание заболевания, способствует иногда мгновенному или быстрому выздоровлению, или сохранению жизни в опасных или близких к смерти состояниях здоровья.

     Больная А., 64 лет находилась на излечении в урологическом отделении ЦМСЧ-122. После операции началось осложнение. Состояние оставалось без динамики в течение трех недель. Больная никогда не исповедовалась и не причащалась. Священник оказался рядом с ней случайно, — пришел причащать соседку по палате. Так как последняя была срочно увезена в операционную, состоялась беседа (даже не исповедь), в ходе которой больной были объяснены все смертные грехи. Больная втайне (про себя) покаялась и подтвердила твердое намерение готовиться к исповеди. На следующий день в состоянии глубокого потрясения больная пришла в домовую больничную церковь, шокированная резким улучшением состояния здоровья и удалением всех катетеров вопреки пессимистическим прогнозам двухдневной давности. Через три дня после исповеди больная была выписана.

     Случай показывает, что Господь милует только за одно намерение покаяться, и что таинство начинается задолго до прихода в храм, где оно завершается разрешительной молитвой священника. Нередко у покаявшихся хирургических больных переносят или отменяют операции.

    Больная П., 28 лет. Находилась на излечении в Областной клинической больнице по поводу мочекаменной болезни. Заболела после того, как ушла в секту пятидесятников. После покаяния в этом смертном грехе, после исповеди вечером камни раздробились и самостоятельно вышли. Операция была отменена, больная выписана.

Особенности исповеди в больнице

     В чем же состоят главные особенности первой исповеди в больнице? Прежде всего в том, что она является переломным моментом в жизни человека, в изменении его отношения к Богу, к своей совести, к окружающим людям и жизни. Другая ее особенность — то, что целью первой исповеди является очищение, прежде всего, от смертных грехов. В силу скоротечности предоперационного периода, особенно при ургентных (неотложных) состояниях, болящий лишен возможности полностью освободиться от громадного количества грехов, накопившихся за 20, 30, 40, 50 и более лет, прошедших с момента крещения. Скинуть такое бремя в короткий срок пребывания в стационаре часто бывает невозможным и даже ненужным, так как дальнейшее воцерковление будет происходить в храме, куда Господь приведет бывшего пациента. Исповедь установлена самим Господом, и Богом и Спасителем нашим Иисусом Христом. Он поручил апостолам принимать от верующих исповедь и отпускать грехи, а апостолы передали это Христово полномочие - через посвящение - епископам и священникам, и так оно идет преемственно из рода в род до скончания века.
     Здесь, в больнице совершаются первые шаги, начатки покаяния, проливающие свет на всю последующую религиозную жизнь человека.
     Согласно учению святых отцов, болезнь посылается Богом именно для перерождения души, чтобы человек, пораженный тяжелым недугом, внимательно всмотрелся в то, как он идет по жизни, куда направляет стопы свои, какие неправедные поступки совершает, какое зло несет окружающим людям — одумался и изменил свою жизнь.
     Покаяние имеет определенные ступени:
     Первая ступень — человек узнает, что есть грех. На этой ступени происходит как бы отрезвление заблудшего грешника от дурмана проводимой им безбожной жизни.
     Вторая ступень достигается человеком, который пытается осмыслить свои грехи, разобраться в причинах своих жизненных неудач, нечестивых и беззаконных поступков, анализирует свое душевное состояние.
     Третья ступень покаяния открывается тогда, когда в ответ на осмысленное начинает говорить совесть, стыд за соделанное охватывает душу и сердце сжимается до боли - от сожаления за причиненное кому-то зло.
Из Деяний и Посланий Апостольских, а также из истории Христианской Церкви мы знаем, что это таинство исповеди или - покаяние - от первых веков всегда было обязательно для всех христиан, а совершали его после апостолов епископы и священники. Оно называлось вторым крещением, «банею пакибытия» (то есть, обновления).

Зачем нужны покаяние и исповедь

     Христиане после крещения грешат и тем загрязняют и калечат свою душу. Но если мы тело свое часто обмываем и облекаем в чистые одежды, то тем более нужно очищать нам душу свою исповедью и омывать слезами покаяния.
     Можно ли несколько раз в год постирать одежду, или несколько раз в год умыться или вымыть тело? Наверное можно, но при этом от тела будет исходить дурной запах, одежда вся будет грязная или изорванная, а лицо серым. Неприглядная картина! Теперь представьте себе, что же произойдет с душой, если о ней не заботиться, какой грязной и дремучей она становится, покрываясь накипью грехов, слой за слоем ежедневно осаждающихся на ней. Господь сказал, что душа больше тела, а тело важнее одежды. Поэтому, душа и совесть постоянно нуждаются в омовении.
     Но в том и заключается сложность, что грязь на душе телесными очами не увидишь и руками не потрогаешь, так как она не материальна. А вот ангелы Божии знают, какой смрад исходит от неумытой и не приближаются к ней.
     Поэтому, положив начало покаянию в больнице - выписавшись и находясь дома, мы как можно чаще (хотя бы 1 раз в 3 недели) должны прибегать к этому спасительному таинству. Когда же задают вопрос: можно ли причащаться 2-3 раза в год, всегда возникает встречный вопрос: а можно ли 2-3 раза в год покушать? Что произойдет с человеком, если ему давать пить и есть раз в год? Так вот, представьте как и чем может напитать свою душу христианин, причащающийся 1 раз в год, в два года. Несчастный, он превращает душу в хилого дистрофика, лагерную узницу, неспособную ни к чему вечному и небесному.
     Так наставляет истинных христиан возлюбленный ученик Христов Иоанн Богослов: «Дети мои! Если (мы) говорим, что не имеем греха - (то) обманываем самих себя, и истины нет в нас. Если же исповедуем грехи наши, то Он (Бог) будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды» (1 Ин. 1, 8-9).

Что такое исповедь

     Исповедь есть признание в грехах своих, которые лежат на совести. Покаяние очищает душу и делает ее готовою к принятию Духа Святого, а исповедь, так сказать, только очищает душу от грехов.
    В чем же заключается истинная и правильная исповедь? Когда мы желаем очистить свою совесть от грехов таинством покаяния, то нам:
     1. Прежде всего надобно веровать в Господа Иисуса Христа, и твердо надеяться, что Он готов простить всякий грех, сколько бы он ни был велик, если только грешник раскается чистосердечно; надобно верить и надеяться, что Бог всячески желает и ищет нашего обращения. Об этом он нас уверяет через пророка так: «Живу Аз, — глаголет Господь, (то есть совершенно, отнюдь) — не желаю смерти грешника, но весьма желаю его обращения».
     2. Надобно иметь сокрушенное сердце. Кто есть Бог? и кто мы? Бог есть всемогущий Творец неба и земли. Он есть страшный и правосудный Судия, а мы? Мы слабые и ничтожные смертные: все люди, даже самые великие люди, пред Богом менее, чем прах, и мы никогда себе представить не можем, сколько противен Богу всяческий грех, и сколько оскорбляет Его всякое беззаконие. И мы, ничтожные и слабые, мы бесконечно облагодетельствованные Богом, смертные, дерзаем оскорблять Его — Всеблагого? Мы столь виновны пред Богом, столь преступны, что не только не смеем называться чадами Его, но даже не достойны быть самыми последними рабами Его. Итак, представляя себе все это, вы видите, какое сокрушение, какое соболезнование надо иметь тогда, когда мы хотим очиститься от грехов. И таковое чувство надобно иметь не только перед исповедью и при исповеди, но и после исповеди. «Жертва Богу дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно» - вот приношение Богу, драгоценнейшее всех приношений!
     3. Надобно простить всем врагам своим и оскорбителям все то, что они сделали вредного и оскорбительного. Простить... Что значит простить? Простить, значит никогда не мстить, ни тайно, ни явно: никогда не вспоминать, совсем забыть и сверх того, полюбить своего врага, как приятеля, как брата, как друга, защищать честь его и отдавать ему во всем справедливость. Вот это значит простить. И кто не согласится, что это очень тяжко? Но за то и велик тот, кто умеет прощать обиды, поистине велик и пред людьми, и пред Богом. Да, тяжко прощать врагам своим; но делать нечего, надо прощать, а иначе и Сам Бог не простит. Иисус Христос сказал: «если вы отпущаете человекам согрешения их, и Отец наш Небесный отпустит вам согрешения ваши, но ежели вы не прощаете человекам согрешения, то и Отец ваш Небесный не отпустит вам согрешений ваших»; напротив того, хотя каждочасно молись Богу, или имей такую веру, что и горы можешь переставлять и даже, хотя, раздай все свои имения нищим, и отдай тело свое на сожжение - но если ты не прощаешь или не хочешь простить врагу своему, то все напрасно в таком случае: не спасет тебя ни молитва, ни вера, ни милостыня, словом сказать — ничто не поможет тебе.
Но если должно прощать врагам своим, то также необходимо и просить прощения у тех, кого мы обидели; так: оскорбил кого словом, проси прощения, приди и поклонись в ноги, и скажи: прости меня; обидел ли ты кого делом, постарайся поступками своими перед ним загладить вину свою и вознаградить ущерб его, и тогда будь уверен, что все грехи твои, сколько бы они ни были тяжки, будут прощены тебе.
     4. Надобно без всякой утайки и чисто открыть грехи свои. «Для чего открывать грехи свои Тому, Кто знает все наше сокровенное?» — говорят некоторые. Конечно, для того, чтобы тем самым принести повинную голову. Конечно, Бог знает все наши грехи; но Церковь, имеющая власть от Бога прощать и разрешать грехи, не может знать их, и потому она без исповеди не может произнести своего решения. Тот, кто сердечно сознает себя виновным пред Богом, тот готов сознаться в грехах своих хотя бы целому свету, лишь бы только на Страшном Суде Христовом они были сокрыты от ангелов и святых человеков. Тот, кто утаивает грехи на исповеди, хотя и услышит от духовника: прощаю и разрешаю, но Дух Святый не простит и не разрешит его.
     5. Наконец, надобно положить твердое намерение впредь жить осторожнее. Вот самая трудная обязанность! Но что ж делать? Если хочешь, чтобы Бог простил грехи твои, то перестань грешить, только под этим условием Церковь разрешает кающегося от грехов его.
     Церковь повелевает после исповеди жить как можно осторожнее и не возвращаться к прежней греховной жизни, но начать жизнь новую и святую. Ради Бога, ради спасения вашего постарайтесь переменить свою жизнь.

Исповедь грехов

     1. Первая заповедь Божия гласит: "Я Господь, Бог твой; да не будет у тебя иных богов перед лицем Моим".
     Грехами против первой заповеди являются: отречение от Христа и поклонение диаволу. Безбожие (атеизм), многобожие, обожествление природы (пантеизм), вера в равносильность добра и зла, неверие в слово Божие, отрицание Промысла Божия, упадок веры в Бога при виде торжествующего зла, рассуждение и излишняя пытливоть о вещах, превосходящих возможность понимания нашего разума, неверие в милосердие и нелицеприятие Божие, неверие в чудеса Божии, существование духовного мира, искание в вере только мистики, вера в неизбежность судьбы (фатализм), богоотступничество, ересь, раскол, ложное представление о Святой Троице, неисповедание Иисуса Христа истинным Богом, Сыном Божиим во плоти пришедшим, мнение о необязательности хождения в Церковь, маловерие, сомнение, пассивность, фанатизм, суеверие, отрицание догматов Православной Церкви, обрядоверие, ропот на Бога, неблагодарность Богу, теплохладность в вере, отсутствие страха Божия, непослушание воле Божией, забвение об ангеле-хранителе, духовный эгоизм, богохульство, кощунство, небрежное отношение к святыням, леность к чтению слова Божия и духовных книг, нехождение в храм Божий, оставление утренних и вечерних молитв, редкие исповедь и причастие; хула Бога, Православной Церкви, священников, существующих в Церкви порядков, молитва с экуменистами, сектантами, иноверцами, общение (для лечения) со знахарями, колдунами, экстрасенсами, телецелителями, биоэнергетиками, гипнотизерами, парапсихологами, ведьмами, «бабками», гадалками; возжигание дома с целью очищения жилища индийских благовоний и прочего. Занятие колдовством, гаданием, волшебством, заклинанием, чародеянием, астрологией, сонниками, хиромантией, картами, число-гаданием, НЛО, талисманами, амулетами, камнями, магией, лозоискательством, суеверие (черная кошка перебежала дорогу и прочее), вера в особые дни и числа (благоприятные и неблагоприятные дни), употребление имени Божиего для заклятий; занятие спиритизмом, оккультизмом, восточными учениями, теософией.

     2. Вторая заповедь Божия гласит: "Не делай себе кумира, и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им".
     Кумиром могут быть не только вещи и предметы идолопоклонства. Кумиром могут стать любимый дом, работа, муж, дети и т.д. - когда человек начинает испытывать к этому пристрастие и обожествляет предмет (или лицо) своего почитания, ставит его между собой и Богом. Грехами против второй заповеди являются: гордость, тщеславие, любоначалие, чревоугодие, пьянство, наркомания, токсикомания, курение, сребролюбие, отчаяние, желание себе смерти, уныние, печаль не по Богу, святотатство, самодовольство, самооправдание, саможаление, человекоугодие, самонадеянность, самочиние, сознательное утаение грехов, нарушение тайны исповеди, невыполнение епитимий. Страсть к картежной игре. Страсть к чтению пустой, развратной, оккультной и легкомысленной литературы. Славолюбие. Гордый обычай. Самообожание. Непротивление страстям и неискоренение их в себе. Многосмотрение телевизора. Любовь к театру, кино и другим светским развлечениям. Излишняя пристрастность к людям, животным, украшениям и другим незначительным вещам. Лжеюродство, лжестранничество, лжеотшельничество, принятое на себя самовольно, без старческого благословения. Самовольное облачение в священнические и монашеские одежды. Почитание идолопоклонством православного поклонения иконам. Неправильное почитание святых икон, их обоготворение. Отсутствие в доме икон, необходимых для молитвы или при наличии их, небрежное отношение к ним. Поставление рядом с иконами фотографий и портретов своих родственников или артистов, спортсменов и проч. Хождение без креста на груди. Небрежное изображение на себе крестного знамения. Неблагоговейное прикосновение к мощам и чудотворным иконам. Неблагоговейное отношение к святой воде, антидору, артосу и просфоре, принятие их после пищи или хранение их до порчи. Неблагоговейное отношение к храму Божию. Языческое поведение на кладбище (распитие спиртных напитков, курение, исполнение языческих обрядов). Неблагоговейное поведение при крестном ходе. Неоказание посильной помощи при строительстве или реставрации храмов. Редкое говение. Плохая подготовка и недостойное приобщение святых таинств. Дерзновение приступить к Святым Тайнам при запрещении духовника. Нехранение дня причастного и вообще дней после говения. Воздаяние Божеской чести Божией Матери, ангелам или кому-нибудь из святых. Ложная вера в то, что святое место или принятие сана или пострига само по себе спасает человека. Ложный стыд в исповедании веры и в делах богопочитания. Ложная, фарисейская набожность. Требование награды за свою набожность у Бога и у людей, даже если это происходит на уровне самосознания. Отношение к истинной набожности и добродетели как к ханжеству, фарисейству, юродству или гонение человека благочестивого. Отсутствие страха Божия. Только рабский страх Богу. Холодность сердца по отношению к Иисусу Христу, Божией Матери и святым.

     3. Третья заповедь Божия гласит: "Не произноси имени Господа Бога твоего напрасно".
     Грехом против этой заповеди являются: богохульные речи; кощунство словом; кощунство в мыслях; кощунство действиями. Обвинение Бога в творящихся в мире беззакониях или в личных несчастиях. Использование церковных обрядов или духовных выражений, применительно к чему-либо житейскому, греховному. Высмеивание и передразнивание архиереев, священников, монашествующих. Равнодушное отношение и молчание при чьем-либо богохульстве или кощунстве. Принятие присяги без страха Божия. Двоедушная или лукавая присяга. Лжеприсяга. Клятвопреступление. Клятва безрассудная или прямо злодейская. Упорное выполнение неразумной или же назло данной клятвы. Самопроклятье.
     Нарушение данного на исповеди слова или обещания не повторять грех. Привычка божиться. Божба во время игр, при торговле. Принуждение другого к божбе или даче частной присяги. Клятва небом, землей, честью, здоровьем (своим или ближних) и т.п. Жалобы и проклятье на природу, на животных, плохую погоду. Забвение и несохранение обетов крещения или же обетов, данных во время присоединения к православию из других конфессий. Нарушение обетов монашества, священства. Неисполнение какого-либо обета, данного Богу или святым. Самовольная (без ведома духовника) замена или отмена данного обета. Призывание имени Божия, святых без нужды и не от сердца. Чертыхания при разговоре. Ругань и проклятия в отношении обидевших. Выбор имен для новорожденных, не согласный со святками. Название животного человеческим христианским именем. Рассказ о ложных чудесах. Прославление обыкновенных икон как чудотворных. Отказ в каком-либо содействии и помощи делу обращения к православной вере иноверца, еретика, сектанта. Необоснованный отказ быть крестным или крестной. Неприступание к Святым Тайнам и нецелозание икон по причине брезгливости. Несодержание в тайне своих молитв и добрых дел, разглашение событий внутрицерковной жизни. Невнимательное и рассеянное чтение и пение ка клиросе. Самолюбивое и гордое поведение в церкви. Опоздание на службу или уход без уважительной причины до ее окончания. Праздные разговоры в церкви во время службы, нечистые помыслы в душе во время богослужения. Потеря духовного мира в себе самом или раздражение других перед выходом в храм. Ропот на плохую дорогу, на длительность и утомительность службы. Совершение молитв без усердия и поклона иконам, сидя, лежа по лености и расслаблению. Сокращение молитв, пропуск и перестановка в них слов. Черчение креста на земле, на полу - в местах, попираемых ногами. Изображение на себе крестного знамения не благоговейно, с одновременным поклоном (при котором изображение креста делается неверным), перевернутого креста, просто махание рукой - вместо четкого крестного знамения. Во время церковных служб чтение своего домашнего правила или писание помянника. Леность к поклонам и накладыванию крестного знамения во время церковной службы. Участие в толкотне и давке в храме из-за желания пораньше поцеловать икону, крест или получить святую воду. Ссора с людьми из-за места в храме, у икон, возле кануна. Хождение в храм и обратно неблагоговейно, с пустыми разговорами. Поспешное чтение святых книг, когда ум и сердце не усваивают прочитанного. Чертыхание, ругательство матом (т.к. матерные слова это извращение имени Бога), брань, ругательство, произнесение имени Божия в бытовых ситуациях, как поговорки.

Духовная литература

Страницы: 1, 2, 3, 4                                                  Следующая>>

УПЦ, Храм Св. Владимира, 2002-2006