УПЦ, Храм Святого Равноапостольного Великого князя Владимира

Поможет молитва Богу!
Домашняя страница   |   Праздники   |   Объявления   |   О Св. Владимире
Ссылки   |   Духовная литература    |   Концепция РПЦ    |   Фотоальбом

Язык:     Українська    Русский
English     Deutsch     Français


СВЯТОЙ РАВНОАПОСТОЛЬНЫЙ ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ ВЛАДИМИР

Равноапостольный Великий князь Владимир 
(икона)      Жизнь князя Владимира следует разделять на два периода. Они абсолютно разные. Первый - языческий, второй - христианский. Апостол Павел в одном из своих посланий пишет: "Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божье, ... и наследуйте веру их".
     Вся сложность человеческой судьбы, жизнь человека, невероятная палитра чувств, переживаний, противоречий - с глубочайших языческих начал до встречи с Благою Вестью, до единения с Господом - в образе святого Владимира, нареченного в святом Крещении Василием. Можно по-разному определять исторические повороты пути, по которому прошел Владимир. Динамическая, сложная фигура, ярко личностная, полная страстей. Мстительность, сластолюбство, жажда власти - характеризуют молодого князя. С мечем в руке ищет Владимир власти. Незадолго он становится единодержавным князем земли Русской. Завоеванная Галичина, укрощенные вятичи, побежденные болгары на Каме. От Буга до Балтики простираются владения Владимира. Бранные подвиги, шум банкетов и щедрые жертвы языческим богам, перед которыми следует пролить кровь не только жертвенных животных, но и принести человеческие жертвы. Может ли примитивно грубый язычник Промыслом Божьим стать прекрасным христианином и орудием спасения для тысяч подвластных ему людей? Можно ли приложить к нему слова о наставниках Апостола народов Павла, идущего небом? У Господа все возможно.
     В языческой душе Владимира - пустота и тяжесть. Служение бездушным идолам не приносит внутреннего мира князю. Он требует общения с живым Богом и ищет Его. Все чаще Владимир вспоминает свое чистое раннее детство, все чаще слышит в себе голос бабушки-княгини Ольги, ее христианские поучения. Уже тогда много предложений приходило от проповедников разных вероисповеданий. Выбрали веру православную, греческую. Послы, вернувшись из Константинополя, с восхищением говорили о христианстве. Бояре и старейшины уговаривали князя: "Если бы закон христианский не был бы лучшим чем другие, то бабушка твоя Ольга, воплощение человеческого разума и мудрости, не приняла бы его". Владимир решает креститься, но в нем бушует кровь властелина бранной славы: он завоевывает веру для себя и для присных. Так и решил.
     988 года, через год после споров о вере, со взятием Херсонеса Таврийского, Корсуня он ждет особой встречи с Богом. Рука константинопольской царевны Анны, которая прибыла в Корсунь с духовенством, способствует этому. Настало прозрение: из гонителя Савла вырос Апостол Павел. Из купели Крещения язычник Владимир вышел Владимиром, который познал истинного Бога. Об этом познании поведал сам князь, который прозрел и уверовал. Следом за князем крестились дружинники Владимира. Епископ Корсунский и священники покладали на них свои благословляющие руки.
     Искал веры князь не только для себя. В стольном граде Киеве загорелось дело просветительства светом Христовой веры. Крестились сыны Владимира. Перуна, главного идола языческих славян, привязали к конскому хвосту и повергли в Днепр. Летописец Нестор записал с пересказов, как деревянный идол проплыл пороги и был выброшен вдалеке на берег. Затем и народ киевский вступил в Почайну, тогда еще глубокую речку возле Подола, которая отделялась от Днепра длинной и узкой косой и сливалась с ним во время паводка. Одни стояли в речке по шею, другие - по грудь, некоторые держали на руках младенцев. Священники вершили таинство Крещения. "Земля и небо, - пишет летописец, - радовались в этот день".
Святители Петр, Алексей, Иона, Филипп и 
Великий князь Владимир (икона)      Предоставляем слово летописцу. Тот говорит: "И начал ставить Владимир в городах церкви и священников, и приводить к Крещению людей в городах и селах". С утверждением христианства распространяется и образование. В Киеве открывается училище, присылаются богослужебные и учебные книги, сооружаются храмы. Особой заботой князя Владимира стало строительство Десятинной церкви в Киеве. Храм был чудесно украшен. Великий князь в его пользу выделил десятину - десятую часть своих доходов.
     Св. Владимир был первым князем, который дал своей Родине Христа. Все православные народы особенно уважают таких правителей. На рубеже христианства и язычества, среди внутренних страстей и борьбы часом трагической, связанной с коренными изменениями традиций, встал человек, который мужественно и твердо направил весь свой народ в русло Бога, посвятил его Господу, дал своему народу Спасителя мира. За это мы и почитаем князя Владимира и помним его, осознавая с утешением и надеждой для себя то, как грешный и слабый, неуравновешенный в добродеянии, склонный к страстям, такой же, как и мы, человек смог, преодолевая свою сущность, открыть для себя Бога и коренным образом измениться. Мстительный и жестокий Владимир-язычник становится в христианстве образцом смиренности и сердечной любви. Любовь его была такой безграничной, что он даже не желал карать тех, кто преступил закон. "Боюсь греха", - говорил он. Пастыри сами вынуждены были напоминать ему, что Бог поставил князя карать злодеев и дарить милость верным. С большой осмотрительностью Владимир определял наказания виновным. Щедрость его к бедным и нуждающимся была безграничной. Евангельские слова: "Блаженны милостивые" запали в душу князя на всю жизнь.
     Митрополит Илларион, первый киевский митрополит из русичей с 1051 года, в похвальном слове Владимиру называет его вторым Константином и апостолом земли Руськой. Обращаясь к нему, говорит: "За добрые дела ныне получив на небесах блага, которое уготовил Бог любящим Его, и наслаждаясь созерцанием Его, помолимся Господу о земле своей и людях...". Ученик преподобного Феодосия, чорноризец Яков, называет Владимира святым и угодником Божьим. Он описывает его милосердные дела: "Боле всего бяше милостыню творя князь Володимир... Ие токмо в дому своем милостыню творяше, но и по всей земле и в градех и в селех, нагие одевая, жаждущие кормя, нищие и сироты и вдовицы и слепые и хромые - всех милуя и одевая и накорми и напоя". Илларион также впечатленно выкрикивает: "Радуйся, учитель наш и наставник благоверья! Ты был убран правдой, увенчан содержанием и украшен милостыней, как гривней и начинкой золотой. Потому что ты, праведная глава, был одеждой нагим, кормильцем голодным, прохладой жаждущим, помощником вдовам, утешителем путешественникам, приютом бездомным".
     За 25 лет своего христианского правления Владимир выполнил воистину апостольскую миссию христианизации огромной державы. Как глава христианского народа он осуществил решительную попытку воплотить в жизнь всех людей Божественное Откровение, что осветило его языческую душу. И народ признал его, именуя "нежным князем и Красным Солнышком". На осуществление идеалов Христианской Апостольской Церкви Владимир бросил всю силу государственной власти и средства сокровищницы, чтобы те, кто принял Христа в свои объятия, почувствовали, что у них, по словам из "Деяний святых Апостолов", "одно сердце и одна душа". Можно только представить, что происходило в сердцах еще языческой правящей верхушки, крещенной по служебной обязанности. Владимир же хотел расширить общую радость братолюбием, влить во всех капли Живой Воды христианской жизни.
     ...И стал святой князь носителем выполнения евангельского идеала, подобного идеалу первозданной иерусалимской церкви, практически до самоотданного подвига общности имущества. Он не проливал крови и не заковывал свой народ во имя "равенства и братства". Всей своей духовной обновленной сущностью князь стремился, чтобы благодатный луч Христа, что пронизывал его великое сердце, сердце великого Владимира, осветил Руськую Церковь. Кончина Владимира произошла 15, по новому стилю 28, июля 1015 года. Тело его покоилось в Десятинном храме. При Ярославе Мудром (978-1054), его сыне и великом князе Киевском, Церковь уже почитала память великого просветителя нашей страны светом Христовой Истины.
     Во время нашествия Батыя останки святого Владимира похоронили руины Десятинной церкви. Их отыскал Митрополит Петр Могила в 1635 году: два мраморных гроба, где, как свидетельствовали надписи, были останки святого Владимира и его жены, византийской царевны Анны.
     В тропари святому равноапостольному великому князю Владимиру поется: "Уподобился еси купцу, ищущуму доброго бисера, славнодержавный Владимире, на высоте стола седя матере градов, богоспасаемого града Киева, испытуя же и посылая к Царьграду уведети православную веру, и обрел еси бесценный бисер - Христа, избравшего тя яко второго апостола Павла и оттрясшего слепоту во святой купели, душевную вкупе и телесную. Тем же празднуем твое успение..."
     И мы, следом за Ипатеевской летописью, где Владимир в записи под 1254 годом именуется святым, и Лаврентиевским списком под 1263 годом, когда уже правилась служба святому Владимиру, - воскликнем устами просвещенных верою Христовой: "Святый Владимире, моли Бога о нас".

Протоиерей Александр Кравченко

Поможет молитва Богу!
Домашняя страница   |   Праздники   |   Объявления   |   О Св. Владимире
Ссылки   |   Духовная литература    |   Концепция РПЦ    |   Фотоальбом

Язык:     Українська    Русский
English     Deutsch     Français

УПЦ, Храм Св. Владимира, 2002-2006